Ха́керами (от англ. hack) называют особый тип компьютерных специалистов. Иногда этот термин применяют для обозначения специалистов вообще — в том контексте, что они обладают очень детальными знаниями в каких-либо вопросах, или имеют достаточно нестандартное и конструктивное мышление. С момента появления этого слова в форме компьютерного термина (произошедшего в 1960-е годы), у него появлялись новые, часто достаточно различные, значения
Различные значения слова
«Jargon File» даёт следующее определение:
Хакер (изначально — кто-либо, делающий мебель при помощи топора):
Человек, любящий исследование подробностей (деталей) программируемых систем, изучение вопроса повышения их возможностей, в противоположность большинству пользователей, которые предпочитают ограничиваться изучением необходимого минимума. RFC 1392 усиливает это определение следующим образом: «Человек, наслаждающийся доскональным пониманием внутренних действий систем, компьютеров и компьютерных сетей в особенности».
Кто-либо программирующий с энтузиазмом (даже одержимо), или любящий программировать, а не просто теоретизировать о программировании.
Человек, способный ценить и понимать хакерские ценности.
Человек, который силён в быстром программировании.
Эксперт по отношению к определённой компьютерной программе, или кто-либо часто работающий с ней; пример: «хакер Unix». (Определения с первого по пятое — взаимосвязанные, так что один человек может попадать под несколько из них.)
Эксперт или энтузиаст любого рода. Кто-либо может считаться «хакером астрономии», например.
Кто-либо любящий интеллектуальные испытания, заключающиеся в творческом преодолении или обходе ограничений.
В последнее время слово «хакер» имеет менее общее определение — этим термином называют сетевых взломщиков и других сетевых преступников, таких как кардеры, крякеры, скрипт-кидди и сетевые пираты.
Несмотря на историческую неправильность, отмечаемую Файлом Жаргона, в настоящее время частым является употребление слова именно в последнем значении — «компьютерный злоумышленник». Более того, в кинофильмах хакер обычно подаётся как человек, который способен с ходу «взломать» любую систему, что на самом деле невозможно в принципе. Например, в фильме «Пароль „Рыба-меч“» программист (которого играет Хью Джекмен) взламывает шифр Вернама — единственную из существующих систем шифрования, для которой теоретически доказана абсолютная криптографическая стойкость.
Этика хакеров
В Викитеке есть тексты по теме
ХакерВ среде хакеров принято ценить время своё и других хакеров («не изобретать велосипед»), что в частности подразумевает необходимость делиться своими достижениями, создавая свободные программы.
Вообще, информация, знания должны быть доступны всем, действительно ценной является способность понимать и использовать её, что, по сути, есть способность мыслить логически.
Социокультурные аспекты
Персонажи-хакеры достаточно распространены в научной фантастике, особенно в жанре киберпанк. В этом контексте хакеры обычно являются протагонистами, которые борются с угнетающими структурами, которыми преимущественно являются транснациональные корпорации. Борьба обычно идёт за свободу и доступ к информации. Часто в подобной борьбе звучат коммунистические или анархические лозунги.
Брюс Стирлинг в своей работе «Охота на хакеров»[1] возводит хэкерское движение к движению телефонных фрикеров, которое сформировалось вокруг американского журнала TAP, изначально принадлежавшего молодёжной партии йиппи (Youth International Party), которая явно сочувствовала коммунистам. Журнал TAP представлял собою техническую программу поддержки (Technical Assistance Program) партии Эбби Хоффмана (Abbie Hoffman), помогающую неформалам бесплатно общаться по межгороду и производить политические изменения в своей стране, порой несанкционированные властями.
Исторические причины существования различий в значениях слова «хакер»
Значение слова «хакер» в первоначальном его понимании, вероятно, возникло в стенах MIT в 1960-е задолго до того, как компьютеры стали широко распространены. Тогда оно являлость частью местного слэнга и могло обозначать простое, но грубое решение какой-либо проблемы; чертовски хитрую проделку студентов (обычно автора и называли хакером). До того времени слова «hack» и «hacker» использовались по разным поводам безотносительно к компьютерной технике вообще.
Первоначально появилось жаргонное слово «to hack» (рубить, кромсать). Оно означало процесс внесения изменений «на лету» в чужую программу (предполагалось, что имеются исходные тексты программы). Отглагольное существительное «hack» означало результаты такого изменения. Весьма полезным и достойным делом считалось не просто сообщить автору программы об ошибке, а сразу предложить ему такой хак, который её исправляет. Слово «хакер» изначально произошло именно отсюда.
Хак, однако, не всегда имел целью исправление ошибок — он мог менять поведение программы вопреки воле её автора. Именно подобные скандальные инциденты, в основном, и становились достоянием гласности, а понимание хакерства как активной обратной связи между авторами и пользователями программ никогда журналистов не интересовало. Затем настала эпоха закрытого программного кода, исходные тексты многих программ стали недоступными, и положительная роль хакерства начала сходить на нет — огромные затраты времени на хак закрытого исходного кода могли быть оправданы только очень сильной мотивацией — такой, как желание заработать деньги или скандальную популярность.
В результате появилось новое, искажённое понимание слова «хакер»: оно означает злоумышленника, использующего обширные компьютерные знания для осуществления несанкционированных, иногда вредоносных действий в компьютере. Впервые в этом значении слово «хакер» было употреблено Клиффордом Столлом в его книге «Яйцо кукушки», а его популяризации немало способствовал голливудский кинофильм «Хакеры». В подобном компьютерном сленге слова «хак», «хакать» обычно относятся ко взлому защиты компьютерных сетей, веб-серверов и тому подобному.
Некоторые из личностей, известных как поборники свободного и открытого программного обеспечения — например, Ричард Столлмэн — призывают к использованию слова «хакер» только в первоначальном смысле.
«Планёр», неофициальный символ движения хакеровВесьма подробные объяснения термина в его первоначальном смысле приведены в статье Эрика Рэймонда «Как стать хэкером» [2]. Также Эрик Рэймонд предложил в октябре 2003 года эмблему для хакерского сообщества — символ «планёра» (glider) из игры «Жизнь». Поскольку сообщество хакеров не имеет единого центра или официальной структуры, постольку предложенный символ нельзя считать официальным символом хакерского движения. По этим же причинам невозможно судить о распространённости этой символики среди хакеров — хотя вполне вероятно, что какая-то часть хакерского сообщества приняла её.